Корпоративный университет в вопросах и ответах
Известно, что первый корпоративный университет появился в США в 1961 году. Его открыла McDonald’s как центр подготовки своих менеджеров под названием Hamburger University. По прогнозу Allied Market Research, к 2030 году объем рынка корпоративного образования достигнет $487,3 млрд, а темп среднегодового роста будет равен 8%. Это связано в том числе и с сильным недостатком сотрудников на рынке труда. Наверняка, вы тоже сталкивались с ситуацией, когда люди на рынке вроде есть, но взять на работу некого. Корпоративный университет, в том числе, решает и эту задачу.
Давайте рассмотрим типовые вопросы и ответы по поводу корпоративных университетов.
1. Зачем компании создают внутренние университеты?
Если компания планирует долго находиться на рынке и развиваться в духе времени, необходимо постоянно обучать сотрудников, вводить новые товары и услуги и т.д. Именно для обучения текущих сотрудников, ввода в должности новых, найма и онбординга и предназначен корпоративный университет.
2. Чем корпоративный университет отличается от курсов повышения квалификации и внутрикомандных тренингов?
Скажем так, тренинги - это необходимая, но недостаточная часть корпоративного университета. Подобные обучения работают на тактическом уровне: направлены на конкретные должности и процессы. В то же время корпоративный университет работает на стратегическом уровне - на долгосрочную перспективу компании. Внутри университета люди узнают о миссии компании, стратегии развития и получают свое важное место в работающем механизме.
3. Помогает ли корпоративный университет во внедрении инноваций и разработке стратегии бизнеса?
Безусловно. С одной стороны - корп. университет - это свод курсов и правил работы в компании, а с другой - от того какие знания будут в него заложены, так компания и будет развиваться. Благодаря постоянному обновлению знаний, компания будет постоянно актуальна на рынке.
4. Каким бизнесам нужен корпоративный университет?
В первую очередь, наукоемким компаниям и технологическим. Именно в них основное преимущество - команда, работающая над теми или иными проектами. Также в условиях быстроменяющихся условий на рынке подобная система работы со знаниями нужна бизнесу, который стремится не отставать от современных требований. И совершенно необходим университет компаниям, которые находятся в стадии трансформации или бурного роста.
5. Открыть университет могут только крупные компании? Или это под силу и остальным?
В первую очередь корпоративные университеты нужны крупному бизнесу. Но ведь сам университет - это гибкая система, а не бетонный монолит. Поэтому какие-то принципы больших университетов могут быть применимы и для среднего и даже для малого бизнеса. Более того, со временем подобный университет может обрастать не только новыми знаниями, но и новыми функциями. А для малого бизнеса такая система может стать даже драйвером развития и роста.
6. Какие цели ставятся перед корпоративным университетом?
Обычно владельцы компании ставят следующие цели:
- Снижение издержек - для максимально быстрого ввода нового сотрудника в должность, снижения затрат на его обучение и подключение к проектам
- Трансформация - для внедрения любого типа изменений в компании
Если мы говорим про малый бизнес, то основной задачей такого микроуниверситета становится именно онбординг новых сотрудников, как один из ключевых процессов работы предприятия.
7. Как формируются и распределяются знания в компании?
Классическая схема такая: каждый отдел формирует свою базу знаний, свои требования к сотрудникам, свои какие-то особенности. Возможно, это работа с ключевым сегментом клиентов, или какие-то специфические требования к будущим сотрудникам. Далее все это интегрируется в единую систему, на которую добавляются общие моменты компании: миссия и философия, принципы работы и иные документы общего характера. Стейкхолдерами по отделам обычно выступают руководители или наиболее опытные сотрудники, а главным стейкхолдером - либо директорат, либо отдел развития.
8. Должны ли собственники и ключевые лица готовить обучающие материалы и участвовать в обучении?
Вариант "должен" скорее некорректен. Если собственник участвует в операционном управление, то его присутствие и участие крайне желательно. Это благоприятно влияет на климат и коллектив. Если, конечно, собственник не тиран. Но, как показывает наша практика, в режиме тирании внедрение корпоративного университета невозможно.
9. Чему сейчас учат в корпоративных университетах?
Чаще всего обучают нужным прямо сейчас или в ближайшем будущем специальностям. Также все больше внимания уделяется так называемым софт скиллам: коммуникации, психологии и другим развивающим человека дисциплинам.
10. Сколько стоит внедрение корпоративного университета?
По данным ВШЭРФ в среднем стоимость внедрения и поддержки корпоративного университета занимает от 1 до 1.5 процентов от фонда оплаты труда. Тут на помощь приходят цифровые технологии и интернет, которые позволяют этот процесс автоматизировать и снизить себестоимость. Кажется, что это много, но задачи, решаемые университетом, стоят гораздо дороже. Даже на примере найма сотрудника. Найти человека с нужным именно вам опытом - задача не из легких, гораздо выгоднее найти менее опытного человека и доучить его в корпоративной программе.
11. Как долго внедряется корпоративный университет?
В зависимости от целей и задач, а также от стека технологий, внедрение корпоративного университета может занимать от 3х месяцев до года. В нашей практике были ситуации, когда нашим специалистам приходилось работать на территории клиента, чтобы поработать со всеми стейкхолдерами и поставить проект на начальные рельсы. Очень много зависит от собственника и целей внедрения университета.
11. Как оценивается эффективность корпоративного университета?
Единой шкалы оценки не существует. Нельзя сказать, что университет, например, повысил прибыль на 5%, снизил текучку кадров на 7,25%. Скорее, корпоративный университет выступает звеном инфраструктуры, которое улучшает микроклимат в компании, помогает ей двигаться к своим целям с подходящими людьми.