Корпоративный университет. Что это? Какие задачи решает?
Корпоративный университет — это уже давно не новое явление в мире. С 1980-х годов все больше корпораций создают свои собственные внутренние университеты в ответ на быстрые изменения знаний и растущие потребности в высококвалифицированных сотрудниках. По данным Никсона и Хелмса (2002), 80% компаний из списка Fortune Global Top 500 создали свои собственные корпоративные университеты. Быстрое развитие данных систем привлекло большое внимание ученых и практиков. Но эта статья будет сосредоточена на функциях управления знаниями корпоративных университетов на примере корпорации Hewlett Packard. Надеюсь, она сможет дать представление о том, что корпоративные университеты делают в области управления знаниями.
Да, сейчас вам может показаться, что ваша компания еще не доросла до внедрения внутреннего университета, но в условиях недостатки кадров и необходимости онбординга сотрудников рано или поздно к подобной системе придет любой бизнес, который желает расти и развиваться. В противном случае компания начнет неизбежную стагнацию. Мир изменился! Добро пожаловать в новую реальность!
Но вернемся к нашему примеру. Корпорация Hewlett Packard (HP Group) работает в сфере информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и входит в число 500 крупнейших компаний мира. Ее корпоративный университет, HP University, хорошо зарекомендовал себя и имеет давний авторитет в отрасли. Особенностями ИКТ являются быстро меняющиеся технологии и обширные требования в цепочке поставок. Таким образом, характеристики отрасли и прочная репутация HP University предоставляют прекрасную возможность изучить многочисленные функции управления знаниями в корпоративном университете международного холдингаа и понять, что из этого опыта может быть полезно более мелким компаниям.
Функция первая — передача знаний
Внутри компании, чтобы развивать у сотрудников знания компании, университет HP проводит обучение навыкам на рабочем месте, так как теоретические знания, полученные в высшем образовании, не могут соответствовать требованиям фактической работы. Курсы, которые связывают рабочий процесс с промышленными стандартами, предоставляются во многих формах:
- программы обучения,
- конкурсы знаний,
- культурные мероприятия компании и игровые дни.
Все это позволяет новым сотрудникам получить глубокое понимание таких областей, как философия бизнеса, видение и миссия, политика, продукты и услуги. Кроме того, они также создали программу наставничества, чтобы новые сотрудники могли получить необходимые знания и навыки от более опытных старших сотрудников. Чтобы удовлетворить различные потребности должности в знаниях и навыках, университет разработал специализированные программы обучения, включая «карьерное развитие в управлении», «карьерное развитие в технологиях» и «карьерное развитие в интернационализации». Вне компании университет HP также проводит обучение поставщиков, дистрибьюторов и клиентов по знаниям о компании и продукте, чтобы они могли интегрировать знания промышленной цепочки, соединяя рыночную информацию, политику, отраслевые знания и знания компании.
Функция вторая — создание знаний
Создание новых знаний в компании осуществляется путем использования существующей базы методологий и кодекса действий в различных ситуациях, с которыми компания сталкивается в рабочем процессе. Это также могут быть новые знания, созданные с использованием как внутренних, так и внешних ресурсов, в том числе и с помощью нейросетей. HP University хранит знания о деятельности бизнес-подразделений и постоянно собирает информацию об эффективности их деятельности. В процессе HP University может выяснить, не хватает ли соответствующих знаний в бизнес-подразделении и где доступны необходимые тем или иным сотрудникам технические знания.
Таким образом, они могут в конечном итоге получить знания, которые соответствуют потребностям соответствующих подразделений, и разработать планы для будущих улучшений. Для создания знаний с использованием внешних ресурсов они тесно сотрудничают с консалтинговыми фирмами, такими как Немецкий национальный технологический институт, чтобы отслеживать новые появляющиеся знания в этой отрасли.
Функция три — Услуги по предоставлению знаний для внутренних стартапов
Внутрикорпоративные стартапы - венчурные инвестиции в деятельности по стратегическому обновлению, включая создание и интеграцию новых предприятий или услуг (Antoncic and Hisrich, 2001). HP University предоставляет лагеря внутрикорпоративного предпринимательства, в которых предприниматели, эксперты и ученые проводят коучинг по таким темам, как продукты, операции, бизнес-планирование, инвестиции и финансирование. Эксперты HP University не только предоставляют обучение и наставничество, но и проводят оценку проекта по ценности/проекту/техническому суждению. Когда сотрудники предлагают новую идею, эксперты могут помочь оценить, осуществимо и прибыльно ли воплотить ее в жизнь. Они также создали инновационную лабораторию для поддержки. Кроме того, они ежегодно проводят конкурсы инноваций, которые открыты для всех сотрудников компании. Победившие проекты будут инвестироваться и продвигаться компанией, сотрудники которой могут владеть акциями и делиться прибылью.
Что может взять малый бизнес от корпоративного университета HP?
Конечно, у малого бизнеса ресурсы сильно ограничены. Строить отдельную структуру внутри компании часто не представляется возможным. Но двигаться в обучение все равно придется, поэтому в качестве первого простого шага можно разработать и внедрить базу знаний для сотрудника с интеграцией в нее не только рабочих моментов, но и непосредственно онбординга. Это очень важно, чтобы новый человек, приходя в компании понимал где он может получить ответы на любые свои вопросы. О том как разработать корпоративный университет на минималках для малого бизнеса мы будем говорить отдельно и много. На ближайшие 5-7 лет именно внутренние системы обучения помогут привлекать и удерживать достойных сотрудников. Иначе вам текучки не избежать, увы!