Как выбрать движок (CMS) для сайта в 2022 году
Какая задача стоит перед сайтом?
Это главный вопрос, на который нужно ответить перед выбором системы управления. Сначала необходимо решить вопрос стратегически (постановка цели разработки), а уж затем переходить на уровень тактики (финансовые возможности и срок запуска) и конкретного инструментария (выбор CMS для сайта).
Типовые задачи сайтов
- Привлечение новых клиентов.
- Осуществление продаж товаров
- Прокачка экспертности
- Помощь клиентам
- Обучение
Выбор CMS для цели привлечения клиентов
Сейчас в тренде направление лендингов - длинных страниц с максимально детальным описанием. Функционал может быть самым разным: от банальной формы заявки до сложных расчетов и встроенных онлайн-тестов.
Соответственно, для простейшей задачи привлечения клиентов можно использовать как бесплатные движки (Wordpress, Drupal, Joomla), так и коммерческие системы, например 1С-Битрикс.
Часто лендинги разрабатываются вообще без движков: на чистом HTML. Этот подход также имеет ряд преимуществ, о которых я расскажу в отдельной статье.
Если же вам необходимо интегрировать заявки с сайта с какой-нибудь системой учета, то тут лучше остановить свой выбор на коммерческих решениях. По моему опыту, такое внедрени вам быстро окупится!
Выбираем CMS для интернет-магазина
Сейчас интернет-магазины стремительно развиваются и автоматизируются. Очень редко кому нужны решения без интеграции с системами учета клиентов и товаров (1С, МойСклад и т.д.), без онлайн оплаты и автоматического расчета доставки.
Важно понимать, что программное решение должно давать свободу человеку. А если она вместо свободы ещё больше загружает менеджеров ненужными рутинными операциями (принять оплату, выставить счет, просчитать доставку и т.д.), то зачем она вообще нужна?
В eCommerce среде изменения очень быстрые. При большой загрузке вы начнете считать каждую минуту менеджера. И зачем тратить время на выставление счета клиенту, когда он может заняться переговорами о поставках крупных партий?
Важны также кабинеты клиентов, статусы заказов, история покупок, автоматический расчет скидок и т.д. Всё это упрощает работу клиента на сайте, а менеджеру освобождает кучу времени.
Не выгоднее ли сразу разработать такой магазин, который будет максимально автоматизирован?
Очевидно, что выгоднее. А в этом разрезе совсем иначе видятся затраты на коммерческую CMS.
Для интернет магазина лучшим решением будет использование CMS 1С-Битрикс.
Для магазина иногда бывает выгодно выбрать бесплатный движок, но только в том случае, если вы только тестируете новую нишу и не знаете, будете ли заниматься магазином хотя бы через год.
Задача сайта: прокачка экспертности
Для прокачки экспертности часто используются блоги. Именно в своем блоге автор пишет статьи, качество которых признается сообществом. Именно на блоге формируется то ядро аудитории, которое признает автора экспертом.
Очевидно, что для блога главный функционал - простая и удобная публикация контента. Лишние возможности будут только отвлекать от сути. Наверное, лучший движок для блогов сегодня - это бесплатный WordPress.
Но нужно понимать, хоть вордпресс и номинально бесплатен, многие дополнения к нему стоят денег, иногда существенных! Не поддавайтесь соблазну найти и скачать их бесплатно - там в 99% случаев зашит вредоносный код, который не позволит вашему сайту развиваться, а приведет к бану со стороны поисковых систем.
Задача сайта: помощь клиентам
Для задачи помощи клиентам используются специальные базы знаний по продукту/услуге. Такая база знаний постоянно пополняется новыми вопросами и ответами на них.
Очевидно, что для такой задачи крайне важна продуманная система поиска по базе знаний. И именно её качество будет определять успех всего проекта. Есть специальные алгоритмы поиска, например Sphynx, которые крайне важны для баз знаний.
По моему практическому опыту, неплохой поиск в WordPress и в 1С-Битрикс. В оба движка можно встроить полнотекстовый поиск от Sphynx и систему разметки контента (тегирования).
Задача сайта: обучение
Для обучения созданы специальные LMS (Learn Management System, Система Управления Обученим), которые несколько отличаются от классических CMS.
В LMS главное - модули обучения (курсы и уроки), в которые преподаватель может разместить свои материалы, а учащиеся их посмотреть, пройти тестирование, получить обратную связь от преподавателя. Весь мир идет к модели дистанционного обучения (как внешнего, так и внутри компании), поэтому развиваться LMS системы будут долго.
Есть тоже бесплатные и платные системы, а также облачные решения. Лучшая бесплатная - Moodle, её вполне можно использовать для корпоративного обучения, а также для несложных задач внешнего обучения.
Как вы уже поняли, современные CMS делятся на два больших типа:
- Коммерческие
- Бесплатные (открытые)
Преимущества и недостатки коммерческих CMS
Главный недостаток один - за такую систему нужно платить деньги.
Преимуществ же вы получаете намного больше:
- БЕЗОПАСНОСТЬ. Большинство коммерческих CMS прошли тесты на безопасность. Некоторые, например, 1С-Битрикс, даже прошли официальную сертификацию и подтвердили высокое качество безопасности.
- ДОКУМЕНТАЦИЯ. Разработчики коммерческих систем заинтересованы в том, чтобы их продукт активно покупали, поэтому создают большие базы знаний, и даже обучающие курсы по работе со своим продуктом как для разработчиков, так и для своих конечных клиентов.
- ОПЕРАТИВНАЯ ТЕХПОДДЕРЖКА. У каждой платной системы управления контентом есть технический саппорт, который решает вопросы клиентов. У большинства время ответа поддержки строго регламентировано: это значит, что вам не нужно будет неделями ждать ответа от виртуального сообщества разработчиков или рыться на международных форумах в поисках ответов.
- РЕГУЛЯРНЫЕ ОБНОВЛЕНИЯ. Регулярно у коммерческих CMS выходят обновления, которые улучшают те или иные функции. Время от времени выходят критические обновления, которые усиливают безопасность. Взломщики тоже не стоят на месте, постоянно придумывают что-то новое, а задача разработчика платной CMS - вовремя найти вероятность взлома и её устранить.