Фиксированная цена или Timing materials
Есть несколько схем взаиморасчетов разработчика и клиента. Самые популярные: фиксированная цена разработки (модель Fixed Price) и оплата по факту выполнения (Time & Materials). Разберемся в каких ситуациях по какой модели лучше работать.
Фиксированная цена
Данная модель предполагает фиксированный бюджет на разработку проекта, который утверждается до старта и не меняется в процессе. Также утверждается и конкретный срок сдачи. При этом любые риски (выход за бюджет или за сроки) ложатся на исполнителя.
С одной стороны может показаться, что для клиента такая модель сотрудничества выгодна и удобна, т.к. вы имеете представление о четкой сумме и сроках запуска проекта. Но тут есть подводные камни.
С большой долей вероятности вы получите проект вовремя, но функционал может быть написан не оптимальным образом. А исполнитель в эту стоимость неизбежно заложит свои риски, т.к. данная модель иначе не может функционировать. Впрочем, это тоже далеко не всегда недостаток. Для каждой ситуации есть своё оптимальное решение.
Для каких проектов подойдет Fixed Price
Обе стороны фиксированная цена может устроить в случае небольших проектов с очевидным функционалом, в который в дальнейшем (хотя бы на протяжении 1 года) не будет глобально изменяться. По данной модели имеет смысл работать, если время разработки будет не более 1 месяца.
По модели Fixed Price часто разрабатываются следующие проекты:
- Типовые корпоративные сайты
- Типовые интернет-магазины
- Лендинги
Особенности работы
- Бюджет, сроки и объем работ строго фиксирован и регламентирован.
- Нет возможности корректировок в процессе разработки (без увеличения стоимости и сроков).
- Более высокий рейт, т.к. в стоимость заложены риски.
- Возможны неоптимальные решения по функционалу.
Модель Time & Materials
Данная модель не означает, что клиент оплачивает время разработчиков. Если рассмотреть глубже, то это модель с оплатой по факту выполнения определенной задачи. Если мы разложим схему взаимодействия разработчик-клиент, то получим примерно следующее:
- Проект делится на узкие задачи, каждая из которых оценивается отдельно, поэтому у клиента всегда есть возможность внести оперативные корректировки.
- Разработчик оценивает задачу и предоставляет клиенту данные по человеко-часам, необходимым для реализации.
- Полученные человеко-часы умножаются на рейт (ставку) разработчика и клиент получает уже итоговую стоимость и сроки задачи. Если стороны согласны, то стартует реализация.
- После завершения работы над задачей клиент получает фактический измеримый результат и производит оплату. Оплата может осуществляться в удобном для сторон режиме (раз в 2 недели, месяц и т.д.).
При работе по данной схеме обе стороны заинтересованы в качестве продукта и в оптимальном времени выполнения поскольку это гарантирует долгосрочные выгодные отношения для обеих сторон.
Но у этой модели есть и свои недостаток: клиент должен активно вовлекаться в процесс разработки и давать оперативную обратную связь.В противном случае работа над проектом встанет.
С другой стороны, этот недостаток легко становится преимуществом. Клиент, который вовлечен в процесс разработки как консультант начинает видеть слабые места в своих бизнес процессах и оперативно их улучшать. В нашей практике таких ситуаций было очень много.
Для каких проектов подходит модель Time & Materials
Очевидно, что для крупных, со сложным функционалом. Также по данной модели может осуществляться текущее сопровождение уже работающих проектов.
По Time & Materials разрабатываются:
- интернет магазины со сложной логикой;
- оптовые магазины и партнерские системы;
- системы поддержки клиентов;
- сложные корпоративные сайты;
- любые интеграции с системами учета, в т.ч. 1С;
- прочие проекты со сложной логикой.
Особенности работы:
- Можно приступать к разработке практически сразу, без написания Технических Заданий на сотни страниц.
- Прозрачные часовые ставки позволяют вести контроль бюджета.
- У клиента есть возможность постоянно получать промежуточные результаты, что особенно важно для современного рынка.
- Клиент получает именно такой функционал, которые закрывает текущие потребности.
- Проект может постоянно развиваться и улучшаться.
Итог
Если вы планируете запуск небольшого и простого проекта - то для вас оптимальным вариантом сотрудничества будет фиксированная цена. Но в данной модели нужно быть готовым к возможным недостаткам, которые продлевают сроки разработки.
Если же ваш проект большой, вы планируете его постоянно развивать и модифицировать, то ваш вариант - работа по модели Time & Materials. В этом случае вы получаете результаты после каждой итерации (спринта) разработки, можете оперативно вносить корректировки в задачи, видите прозрачную схему взаиморасчетов.